Вторник, 07.05.2024, 14:38
Персональный сайт Трунтовой Татьяны Павловны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МАСТЕР-КЛАСС

на тему «Развитие познавательной активности учащихся через вариативные формы и методы проведения уроков преподавателя Трунтовой Т.П.»

 

Введение

Если ученик не учится творить, то и в жизни

он всегда будет только подражать, копировать.

Л.Н. Толстой

 

Сегодня одна из важнейших задач современного обучения состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит в процессе его собственной деятельности.

Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у них мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться»), обучить способам ее осуществления («как учиться»).  

Доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке преподавателем групповая работа. Например, на своих уроках я использую метод

Активность учащегося на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции преподавателя. Естественно, учащийся не подменяет преподавателя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за преподавателем. Но по заданию преподавателя на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей преподавателя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль преподавателя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый учащийся в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Очень важным в такой деятельности, несомненно является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в преподавателе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

Например, можно использовать карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Учащийся - преподаватель». Каждый играет то роль преподавателя, то роль учащегося в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. преподаватель слушает ответы то одного, то другого учащегося в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает учащемуся, выполняющему в данный момент функцию преподавателя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «преподавателя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся группы одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность высказать своё мнение и быть услышанным.

 Таким образом, за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно. Кроме того, объём задания для устного счёта при фронтальной работе, естественно, был бы меньшим.

Можно организовать работу в паре «Учащийся - преподаватель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по группе. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. При этом работу следует организовать комбинированно: те, кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока выполняют роль преподавателя, помогая ликвидировать пробелы в знаниях тех, кто по какой-либо причине имеет их, остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка выполнения работы пары «Учащийся - преподаватель». Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим учащимся: «преподавателю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть, и узнать новое.

Работа в паре «Учащийся - преподаватель» способствует развитию речи обоих учащихся, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества. Убеждена, что при правильной организации и системности работы учащиеся приобретут не только опыт конструктивного общения, сформируют коммуникативные навыки, что само по себе очень важно, но и приобретут более качественные знания по предмету. Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, учащиеся формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.

Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя "комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно не предвиденную ситуацию". Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом.  

В качестве причины можно назвать увеличение числа детей, имеющий низкий уровень готовности к учебной деятельности. Анкетирование и тестирование показывают, что от 40% л с 60% учащиеся имеют отклонения в созревании и функционировании мозга, увеличилось число детей с проблемами социальной адаптации. Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: учащийся все время находится в положении не справившегося, что влечет за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предметам, а фактически часто приводит к отказу от учения. Научные исследования подтверждают, что мотивация определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом детерминирует его учебное поведение, придает ему личностный смысл и значимость.

Активизация познавательной деятельности - совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Активизация познавательной деятельности: предполагает тесаную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи  и практические задания, в которых учащиеся должны сами определить нужные данные и лишь затем - пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На "легком", не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения.

Нестандартные формы организации урока

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса.  Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках - праздниках воплощаются в общем деле творчество преподавателя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе преподавателя побуждать ребят готовиться к этим урокам так, чтобы в финале они превзошли его. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, нежели тот, что разбирается либо обобщается на уроках нестандартных. Кроме того, последние уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не подвести, не отстать от остальных учащихся, учат работать с дополнительной  литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами и т.п. Целесообразно помнить, что нестандартные формы организации урока лучше удаются преподавателям с нестандартной формой мышления. И в связи с тем, что уроки-праздники (в любой форме: деловой игре, эссе, парадокса, сказки, предметного боя, отчета, исследования, отрицания, заседания клуба, суда и т.д.), их имеет смысл проводить не чаще 1-2 раза в год.

 

Проблемные ситуации

В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения. Основной путь развивающего обучения - включение учащихся в творческую деятельность. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает учащийся в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если преподаватель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемкой ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учащимися.  

 

Дифференцированное обучение

Дифференцированное обучение - главное направление моей работы, так как только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение - не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий преподаватель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоения знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Разным учащимся требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений. Дифференцированный подход создает такой механизм развития образования, который сможет превратить систему образования в реальный фактор развития общества, создает условия для всестороннего и неограниченного развития и самообразования каждого члена общества, поднимает престиж преподавательской профессии.

Осуществлять дифференцированный подход необходимо комплексно:

♦ на основе учета психологической диагностики учащихся;

♦ введение новых предметов, новых форм обучения на разных ступенях обучения;

♦ правом на творческое самовыражение, вариативность определения содержания обучения, выборов форм и методов преподавания.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность ребят, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки.  

 

Учебная игра

Одни из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, рассуждать, решать, логически мыслить и т.д. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У ребят развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включения в уроки игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные учащимся вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Игра формирует устойчивый интерес к учению и снимает напряжение. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми и точно сформированными. Материал игры посилен для всех детей.

2. Дидактический материал прост и по изготовлению и по использованию.

3. Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все учащиеся. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

4. Подведение результатов игры должно быть четкам и справедливым.

"Хорошая игра похожа на хорошую» работу",- писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется должное внимание в учебно-воспитательном процессе.

 

Использование наглядного и дидактического материала

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты учащиеся могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает преподаватель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание.  

 

Внеклассная работа

Внеклассная работа преследует несколько целей: повысить уровень развития и расширить кругозор учащихся, развить интерес к занятиям, углубить представления об использовании сведений на практике, привить некоторые навыки самостоятельной работы, воспитать настойчивость, волю и упорство в достижении цели. Внеклассные мероприятия следует организовать так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся группы или большинство из них и чтобы каждый, исходя их своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением. Сочетание уроков с внеклассными занятиями позволяет, как правило, сделать это более полно и разносторонне.

При организации внеклассной работы для учащихся мы стремимся к тому, чтобы каждое внеклассное занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. Всякая игра, предложенная на занятиях, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести смысловую нагрузку, т.е. всякая игре должна развивать мышление учащегося, развивать его кругозор.

 

Применение опорных конспектов на уроках

Богатые ассоциации вызывают у учащихся условные изображения – символы. «Символ – это внешнее явление, которое условно, через непосредственно заключенного в нем наглядного образа, вызывает в нас мысль об определенном, часто весьма значительном и отвлеченном содержании». Изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат учащемуся опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксируют мысленные образы. Как показывают исследования, наблюдения предмета, явления оставляют в памяти учащихся в среднем 90 % воспринятого. Как известно, хорошо продуманная графическая схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем чтобы сконцентрировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целостности. Значительно помогает учащимся зрительная опора в усвоении базовых знаний. Главные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное. Такой опорный конспект представляет собой условно-графические знаковые изображения учебного материала, позволяющего обращать внимание на логику его изложения, на главные факты и легко запоминать их.

Материал, предназначенный для изучения, преподаватель представляет в виде особых конспектов с опорными сигналами. Опорные символы помогают учащемуся запоминать единицы информации – факты главные и неглавные.  Суть же самой системы работы заключается в усвоении знаний на основе их многократного повторения и ежедневного контроля за качеством знаний при помощи самих же учащихся.  При подготовке опорных конспектов прежде всего необходимо хорошо знать содержание учебного материала. Читая темы, преподаватель проводит структурно-функциональный анализ текста, вместе с тем определяя, какие параграфы учебника можно объединить для изучения на одном уроке. Затем он переходит к оформлению листов конспекта с опорными сигналами. Раскрывая тему, на одном листе он может поместить до четырех подтем (блоков).  

В.Ф.Шаталов предлагает следующую памятку по написанию листов с опорными сигналами:

1. Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком следуют в тексте.

3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.

7. Выделите значимые элементы цветом.

Работа с опорными конспектами у В.Ф.Шаталова включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых на уроках и дома:

1. Развернутое объяснение учителем нового материала.

2. Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами, расшифровка символов.

3. Изучение опорных сигналов каждым учащимся по раздаточному материалу.

4. Самостоятельная домашняя работа учащегося с учебником и листом с опорными сигналами.

5. Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти в тетрадях.

6. Во время выполнения работы проходит индивидуальная проверка опорных конспектов учащихся.

7. Воспроизведение несколькими учащимися опорного конспекта на доске.

8. Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектом на повторительно-обобщающих уроках.

 Использование опорных конспектов на моих уроках целесообразно, так как позволяет задействовать и зрительную, и слуховую память учащихся.  Цель применения опорных конспектов на уроках - развитие познавательного интереса учащихся к предметам, перерастающее в твердые знания. Следует отметить, что опорный конспект выполняется на доске мелом по ходу устного изложения материала и служит его зрительной опорой. Так как не все понятия можно изобразить в рисунке в опорном конспекте используются и слова, зачастую в сокращенном варианте, но понятном для учащихся (ребята часто сами предлагают тот или иной вариант кодирования слова). Для того чтобы подготовить опорный конспект необходимо провести структурно-функциональный анализ материала, вместе с тем определяя, какой материал более важен, есть ли возможность объединить некоторые темы для блочного изучения. Количество блоков будет зависеть от сложности изучаемого материала, но в тоже время нельзя забывать о том, что необходимо оставить какую-то часть материала менее освещенный, с тем чтобы учащиеся самостоятельно на основе дополнительной литературы или субъектного опыта изучили самостоятельно. Работая дома с изученным материалом на уроке ребятам рекомендуется использовать памятку работы с опорным конспектом, разработанную В.Ф.Шаталовым исключая момент повторения по учебнику, заменив его работой с дополнительной литературой. В начале такой системы возникают трудности, но в последствии ребята выполняют такую работу с удовольствием, включая в этот процесс элементы исследовательской работы, основанной на субъектном опыте. В ходе реализации работы с опорным конспектом я использую репродуктивный метод, т.е. изложение преподавателем и усвоением учащимся готовых знаний, и частично-поисковый метод - включение поиска в познавательные и практические задания и задачи.   

Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности учащихся, от технических средств, которыми располагает преподаватель.

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • ГАПОУ СО "ЭМТТ"
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz