Среда, 08.05.2024, 06:02
Персональный сайт Трунтовой Татьяны Павловны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вариативная составляющая основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

по специальности «Сварочное производство»

 

Ключевым принципом нового поколения образовательных стандартов ФГОС является модульно-компетентностный подход с ориентацией на цели, значимые для региональной сферы труда.

Потребности регионального развития в области профессионального образования в условиях реализации новых ФГОС должны быть отражены в вариативной части ОПОП. За счет вариативной части должно быть обеспечено максимальное соответствие обучения меняющемуся спросу и гибкость профессиональных образовательных программ. Вариативная часть направлена на обеспечение студентов образовательного учреждения качественным профессиональным образованием.

Вариативная часть должна учитывать региональные особенности в требованиях к функциональным обязанностям по специальностям, удовлетворять потребность в расширении функциональных обязанностей, соответствующих новым современным наименованиям квалификации по специальности, а также реализацию принципа индивидуализации и дифференциации образования, с целью реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Следует отметить то, что требования наших работодателей  в рамках вариативной части ОПОП специальности «Сварочное производство» представляют собой совокупность дополнительных требований:

  • к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (в части вариативной составляющей ОПОП);
  • к структуре основной профессиональной образовательной программы и оцениванию качества ее освоения (в части вариативной составляющей ОПОП);
  • к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы и оцениванию качества ее освоения (в части вариативной составляющей ОПОП).

В соответствии с требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения или углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. При формировании вариативной части ОПОП её объём в часах устанавливается ФГОС СПО по специальности «Сварочное производство».

Вариативная часть представляет собой планируемую, организационно и методически направляемую преподавателем деятельность студентов по освоению учебной дисциплины или междисциплинарного курса, профессионального модуля и формированию профессиональных компетенций, осуществляемую в рамках аудиторной и самостоятельной учебной работы студентов.

Алгоритм разработки вариативной части ОПОП сводится к сравнению, уточнению профессиональных компетенций и выявлению недостающих трудовых функций и компетенций по видам трудовой деятельности и формированию дополнительных компетенций за счет вариативной части ОПОП.

Вариативная часть ОПОП при этом обеспечивает последовательность, непрерывность и преемственность в освоении профессиональных и общих компетенций, взаимоувязывает теорию и практику с учетом комплексного освоения и развития профессиональных компетенций, заложенных в профессиональных стандартах.

В техникуме вариативная часть ОПОП используется в двух основных направлениях: для расширения объема профессиональной подготовки и для ее углубления.

Организация реализации вариативной части ОПОП включает:

- четкое планирование содержания и объема учебных дисциплин, МДК и ПМ, содержащих вариативную часть;

-  контроль и анализ результатов реализации вариативной части ОПОП;

-  необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;

-  внедрение новых педагогических и производственных технологий.

Содержание программы вариативной части, согласовывается с представителями заинтересованного работодателя, рассматривается на заседании цикловой методической комиссии, согласовывается с заместителем директора по УПР и утверждается директором техникума.

Конструирование вариативной части образовательной программы по специальности «Сварочное производство», проводимое нашим образовательным учреждением, складывалось из следующих последовательных этапов: прогностический, целевой, структурный, функциональный, ресурсный, результативный.

Прогностический этап включает прогноз развития рынка труда, социально­экономического развития региона, конкуренции на рынке образовательных услуг. После осуществления прогноза и анализа результатов наступает момент целеполагания.

Целевой этап как мы знаем главной целью образовательной программы являются успешное формирование профессиональных компетенций выпускника востребованных современным рынком труда. Целевой этап должен учитывать стратегические цели развития профессионального образования в регионе.

Структурный этап определяет состав элементов вариативной части. Этот этап представляет собой уточнение структуры профессиональных и общих компетенций на основе изучения требований конкретных работодателей, анализ профессиональных стандартов, классификаторов профессий и специальностей, справочников квалификационных характеристик. Определение приоритетности, значимости компетенции позволяет нам как разработчикам ОПОП рационально распределить объем часов, выделенных в ФГОС на профильные модули. Структурный этап заканчивается построением учебного плана, т.к. все элементы вариативной части сформированы и определена значимость каждой компетенции для распределения объема времени вариативной части.

Функциональный этап определяет функцию каждого элемента вариативной части. На этом этапе фиксируется обоснование включение данного элемента (дисциплины, МДК, модуля); определяются знания, умения и практический опыт по каждой новой компетенции; формируется основа для овладения новыми компетенциями; определяется связь с освоением общих компетенций.

Ресурсный этап служит для интеграции материально-технических, педагогических, студенческих и ресурсов профессиональных сообществ. На данном этапе, в рамках образовательного учреждения, требуется системное проведение мастер-классов, обучающих семинаров, тренингов с преподавателями.

Результативный этап определяется сформированными условиями реализации ОПОП. Результатом конструирования вариативной части является сформированная основная образовательная программа по специальности, которая призвана обеспечить возможность выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. В этом случае формирование его профессиональной компетентности представляет собой индивидуализированный, ресурсообеспеченный, педагогически поддерживаемый процесс.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • ГАПОУ СО "ЭМТТ"
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz