Вторник, 07.05.2024, 17:21
Персональный сайт Трунтовой Татьяны Павловны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Энгельсский механико-технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

по теме «Учебно-исследовательская деятельность

студентов средних учебных заведений

как одна из эффективных составляющих современного урока

(на примере дисциплины «Техническая механика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

преподаватель Трунтова Т.П.

 

 

 

 

Энгельс

2011-2012 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

4

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»

 

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный процесс повышения эффективности образования предполагает целенаправленную систему взаимосвязи учебной и профессиональной деятельности студентов. Результатом профессионального образования становится именно готовность человека к эффективному выполнению основных производственных функций. Учебно-исследовательская деятельность студентов – это учебный процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и студента в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Важную роль в повышении научной составляющей уроков и в развитии способностей к творческой деятельности имеет приобщение студентов к учебно-исследовательской деятельности. Общеизвестен тот факт, что творчество является величайшей потребностью человека, приносит ему огромное наслаждение, радость, прибавляет ему силы. Каждый обучающийся устает от рутинной, однообразной работы гораздо больше, чем от обучения, в котором он может проявить себя, сделать очень маленькое открытие.

В современных условиях весьма актуальным является переход от репродуктивных методов обучения к исследовательским, с высокой степенью самостоятельности, которые обеспечивают эффективное формирование профессиональных знаний и умений студентов, побуждают к развитию познавательной активности, создают условия для реализации и совершенствования личности и придают уроку большую значимость. В таких условиях повышение научной составляющей урока по учебной дисциплине «Техническая механика» связано с организацией учебно-исследовательской деятельности студентов.

 

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В настоящее время традиционный урок не обеспечивает полной включенности каждого студента в учебный процесс, поскольку он является не активным субъектом, а скорее объектом воздействия: преподаватель сам планирует, организует процесс учения, вносит изменения в деятельность студента. Таким образом, обучающийся, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять самостоятельность, развивать личностные качества. Решение проблемы развития творческого потенциала студентов означает организацию их деятельности, направленную на самостоятельное открытие нового. Одним из главных факторов развития современной личности студента становится его учебно-исследовательская деятельность.

«Только в процессе активной деятельности, – утверждает В. П. Беспалько, – формируется и развивается личность. Более того, свойства личности зависят от характера той деятельности, в процессе которой она формируется». Об этом писал и В. А. Сухомлинский: «Мы добиваемся, чтобы наш ученик читал журналы, научно-популярную литературу: чем больше он читает в силу своего интереса к книге, к науке, тем легче он овладевает основами наук, тем меньше времени идет у него на подготовку домашних заданий... Перегрузка же получается там, где умственный труд имеет односторонний характер: ученик только заучивает. Устранение перегрузки зависит не от механического уменьшения круга знаний, предусмотренных программой, а от содержания, характера интеллектуальной жизни ученика».

Учебно-исследовательская работа студентов служит формированию их как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы. Учебный процесс в техникуме должен представлять собой синтез обучения, воспитания, производственной практики и учебно-исследовательской работы.

По мнению многих философов, психологов и педагогов (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомирова, Я.А. Понамарев, М.Г. Ярошевский, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др.) обучение учебно-исследовательской деятельности состоит из усвоения процедур исследовательской деятельности, а также развития умений и навыков, являющихся предпосылкой успешной исследовательской деятельности. Успех учебно-исследовательской деятельности студентов зависит от уровня развития умственных операций и приемов, которые они используют в своей деятельности на уроках технической механики.

Основной целью организации и развития системы учебно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня их научной подготовки и развитие способности непрерывно пополнять и углублять свои знания.

Основными задачами организации и развития системы учебно-исследовательской деятельности студентов являются:

- обеспечение интеграции учебных занятий и учебно-исследовательской   работы студентов;

- создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;

- отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной и профессиональной деятельности;

- формирование и развитие у студентов умения вести научно-обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм;

- подготовка студентов, имеющих навыки проектной работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;

- развитие научных связей между учебными заведениями как внутри города, так и на уровне области и страны.

Благодаря учебно-исследовательской деятельности у студентов  развивается уровень мышления, который характеризуется следующими качествами:

- глубина (умение вникать в сущность проблемы),

- последовательность (умение придерживаться логических правил),

- самостоятельность (умение самостоятельно находить решения),

- критичность (умение строго оценивать свои и чужие мысли),

- гибкость (умение менять способ решения),

- скорость,

- конкретность,

- широта (умение рассматривать проблему со всех сторон),

- подвижность (умение находить рациональное решение проблемы).

Таким образом, в ходе учебно-исследовательской деятельности у студентов развивается опыт аналитико-синтетической мыслительной деятельности, формируется качество мышления и урок становится для них интереснее.

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»

Учебно-исследовательская деятельность студентов на уроках учебной дисциплины «Техническая механика» по моим наблюдениям способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, а также повышает  учебную мотивацию студентов.

Исходным пунктом в любом исследовании является проблема. В зависимости от степени проработки проблемы учебного курса я выделяю следующие виды учебно-исследовательских работ студентов:

План - компактное отражение последовательности изложения материала.

Тезис - краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Конспект - краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.

Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, где сопоставляются и анализируются различные точки зрения.

Доклад - публичное сообщение на определенную тему, а также письменное изложение содержания этого сообщения.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина и др.) позволило установить следующее. Существенно развить исследовательские умения студентов возможно, если:

1. Учебный материал обогащается элементами, стимулирующими исследовательскую деятельность студентов.

2. В процессе обучения студентов одновременно организуется овладение основами научных знаний и методами научного исследования.

3. Организуется разнообразная учебно-исследовательская деятельность студентов.

Учитывая эти дидактические условия учебно-исследовательскую работу студентов целесообразно строить следующим образом.

1 этап – Мотивация;

2 этап - Информационное обеспечение;

3 этап - Первичная обработка информации студентом;

4 этап - Обработка информации вместе с преподавателем;

5 этап - Дополнительный сбор информации;

6 этап - Осмысление, сравнение, анализ и коррекция;

7 этап - Защита проекта.

На основе научно-методической литературы на своих уроках я применяю определенные этапы развития исследовательских умений. На первом этапе разъясняю значение исследовательского умения, т.е. создаю мотивационную основу действия и в итоге студенты осознают проблему. На втором этапе ставлю цель овладения исследовательским умением, показываю состав умения и образец выполнения, иными словами создаю ориентировочную основу действия, студенты на этом этапе осознают последовательность выполнения действий. На третьем этапе организую выполнение тренировочных упражнений и их индивидуализацию, при этом создаётся исполнительская основа действия, студенты овладевают исследовательскими умениями, учатся переносить его на новые условия. На четвёртом этапе организую творческие задания студентам, т.е. создаю творческой основы действия и студенты начинают выполнять творческие задания.

Структура деятельности преподавателя и студента

Студент

Преподаватель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности студента

Субъект обучения

Партнер студента

Несет ответственность за свою деятельность 

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки 

 

В нашем техникуме большое внимание уделяется учебно-исследовательской деятельности студентов. Учебно-исследовательская деятель­ность, являющаяся обязательным элементом обучения, главным звеном в процессе познания, позволяет эффективно использовать все виды самостоя­тельной деятельности студентов, индивидуализирует обучение, воспитывает потребность в непрерывном самообразовании.

В техникуме работает Научное общество учащихся (НОУ) под названием «Созвездие», которое занимается реализацией консультативных программ по организации и осуществлению научных исследований, формированию, развитию и укреплению благоприятных правовых, социально-экономических и организационных условий для осуществления самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов, внедрения и реализации учебно-исследовательских проектов студентов.

Деятельностью НОУ является:

− вовлечение студентов в научно-исследовательский процесс;

− организация постоянно действующих научно-исследовательских групп;

− повышение качества учебно-воспитательного процесса;

− развитие учебно-исследовательской и инновационной деятельности техникума;

− информационное обеспечение учебно-исследовательской деятельности;

− осуществление взаимодействия с администрацией техникума по вопросам внедрения и реализации учебно-исследовательских проектов.

Учебно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением, докладом на заседании кружка, конференции.

Стало хорошей традицией ежегодно проводить в техникуме научные конференции. Студенты вы­ступают с интересными работами, в основе которых - результаты исследо­вания, имеющие практическое значение. Именно в прошлом году учебно-исследовательская работа студента 2 курса  по дисциплине «Техническая механика», победившая на такой конференции, участвовала в областной конференции по технической механики среди студентов ССУЗ по Саратовской области на базе ФГОУ СПО «Саратовский государственный профессионально-педагогический колледж имени Ю.А. Гагарина», где студент получил сертификат участника и грамоту победителя в номинации «За содержательность и презентативность». Безусловно, участие в таких конференциях – для нас наша большая победа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, вовлекая студентов к учебно-исследовательской деятельности коренным образом меняются роль и позиция преподавателя. Он становится координатором, экспертом, консультантом, аниматором и научным руководителем студентов, а урок превращается в обучение в сотрудничестве (о котором сейчас так много говорят), в процессе которого происходит динамичное  преобразование отношений преподавателя и студентов в равноправные отношения. Именно сотрудничество способствует раскрытию и развитию способностей и задатков, приобщению студентов к исследовательской, научной работе, начиная с первого курса.

И следует помнить, что одним из путей повышения научной составляющей уроков, также как и качества профессиональной готовности студентов, как будущих специалистов к практической профессиональной деятельности является использование в образовательном процессе учебно-исследовательской деятельности студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности студентов: Учебное пособие. - Челябинск: Издательство ЧГПИ "Факел", 1994. - 157 с.

 

2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: Академия, 2005. - 125 с.

 

3. Злыднева Т.П. Организация исследовательской деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: методические указания / Т.П. Злыднева. — Магнитогорск : МаГУ, 2005. - 74 с.

 

4. Сычкова Н. В. Исследовательская подготовка студентов университета: Монография / Н. В. Сычкова. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 224 с.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • ГАПОУ СО "ЭМТТ"
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz